МКДОУ "ЦРР-ДС "Счастливое детство"
 Страничка музыкального руководителя

Пономарева Светлана Николаевна

образование - высшее профессиональное,

педагогический стаж - 25 лет,

квалификационная категория - высшая

ЭССЕ музыкального руководителя

Опыт работы музыкального руководителя высшей категории


Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем.

Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.

Д. Д. Шостакович

Музыка средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка.

Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.

Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип "от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость.

В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.                                                   

Коротко о музыкальных занятиях:

 На музыкальных занятиях дошколята поют, танцуют, слушают музыкальные произведения, играют на музыкальных инструментах. Музыкальные руководители проводят различные игры для развития чувства ритма и музыкального слуха, дыхательные упражнения, этюды для развития пластики движений, выразительности жестов. Детки знакомятся с музыкальными инструментами, различными музыкальными произведениями, с творчеством композиторов. Музыкальные праздники всегда яркие, интересные, запоминающиеся.  


 Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти.

Танцевать – это полезно!

Танцы не менее важны, чем точные науки.

Танцевать – это красиво!

Танцевать – это полезно!

Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как ваша дочь или сын заметно преобразится: появятся гордая осанка, правильная координация движений, утончённая пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец – это удовольствие.

Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, истории (или исповедь), рассказанная с помощью движений. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в нашей душе. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой.

Танцы – это также отличный способ укрепить своё здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку.

... Танец, в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую можно выразить, отдать, высказать в разного рода телодвижениях, и тело в моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения.

Ещё в Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. В xx веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По Далькрозу, через общения с музыкой и танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал.

Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремлённость, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребёнка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Ребёнок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Конечно, проблемы просто так ни куда не исчезнут, но воспринимать их человек начинает по-другому, гораздо более позитивно.

Танец пробуждает творческие способности и даёт возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребёнка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда её чадо преодолевает очередную трудность в освоении танца, ребёнок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим.

Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности. Пусть ваш ребёнок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти занятия, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих родителей.

Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. Многие из нас годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Но неужели наши дети должны расти такими же закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям маленьких танцоров. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребёнке артистизм, мы меняемся сами.

Не пройдёт и месяца, как мама с папой или дедушка с бабушкой с удивлением обнаружат, что ребёнок стал чаще улыбаться, движения приобрели пластичность, изменился даже голос. Он перестаёт бояться высказывать своё мнение, начинает непринуждённо себя вести, окружающим с ним легко и весело. Но самое главное: у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повысится самооценка, на полную мощность начнёт работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А папа и мама смогут гордиться творчески развитым ребёнком


Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей

Предпосылками возникновения представленного материала стала волнующая и интересующая любого из педагога и каждого из родителей актуальная проблема современности – здоровье детей и нации в целом.

 Одной из основных задач детского сада, является такая организация воспитательно-образовательной работы, использование таких методов и приёмов обучения, которые не только помогут сохранить состояние здоровья, но и укрепят формирующиеся способности и качества ребёнка. Сохранение и укрепление здоровья детей, стоит и перед коллективом музыкальных руководителей. Мы решили идти к намеченной цели путём использования здоровьесберегающих технологий, создание благоприятной психологической атмосферы и в музыкальном развитии ребёнка.

 Работая в данном направлении, мы выдвинули предположение о положительном влиянии здоровьесберегающих технологий на исполнительские качества детей в музыкальном воспитании, а именно: в пении, музыкально-ритмическом движении, игре на детских музыкальных инструментах.

 Не смотря на изобилие разнообразных программ и технологий, не стоит забывать о том, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворяя потребности ребёнка в игре, нами был собран игровой материал из различных методик, технологий и программ, который не только относится к здоровьесберегающим технологиям, но и способствует развитию музыкальных способностей ребёнка. Девиз нашей работы: «Учимся, играя! » - стал одним из принципов в данном направлении. Необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий продиктована и возрастными особенностями детей: неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, частая смена деятельности. Даже слушая музыкальные шедевры, дети не могут более 10 минут, а исполнять самую любимую песню более 3-х раз, затем у ребёнка внимание переключается, теряется интерес. Периодически включая физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые гимнастики, мы обнаружили, что такие упражнения способствуют снятию напряжения, служат способом переключения. Накопив достаточный материал, в нашей работе сформировалась система применения данных технологий в практике музыкального руководителя.

 Диапазон представленного материала достаточно широк, и включает в себя: «Коммуникативные игры и упражнения» с элементами самомассажа М. Картушиной, С. Коротаевой, «Игровые модели» детского фольклора – составитель С. А. Жилинская; «Коррекционные игры и упражнения» О. С. Боромыковой; «Дыхательные гимнастики» по методикам А. Н. Стрельниковой, М. Лазаревой; «Пальчиковые гимнастики» – Каплунова, Новоскольцева программа «Гармония»; «Речевые игры и упражнения» - Т. Э. Тютюнниковой, И. В. Бодраченко, Е. Ю. Шаламоновой; «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей» О. В. Клезович, «Расскажи стихи руками» по методике А. Е. Алябьевой, «Логоритмика» М. Ю. Картушиной.

 Данные методики проводим со всей группой детей, включая в занятие, по выработанной схеме: физкультминутки при переходе от одного вида деятельности к другому, пальчиковые и дыхательные гимнастики как подготовительные упражнения к пению, они особенно актуальны сегодня, так как у многих детей наблюдается общее недоразвитие речи, различные нарушения и дефекты речи. Такие упражнения в виде весёлой игры способствуют развитию речи, исправлению недостатков, одновременно улучшениют дикцию, формируют правильную постановку дыхания.

 Речевые игры и упражнения, предложенные в методиках О. В. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей» А. Е. Алябьевой, «Расскажи стихи руками». Т. Э. Тютюнниковой «Бим, Бам, Бом! » представляют эффективную форму работы для развития выразительных средств речи, и ритма, и служат универсальным средством для музицирования. Методическое пособие М. Ю. Картушиной «Логоритмика» представлено в виде комплексно-игрового метода. Упражнения, основанные на тесной взаимосвязи слова, движения и музыки расширяют словарный запас, совершенствуют звуковую культуру речи, интонационную выразительность.

 Для удобного использования данного материала, мы оформили его в виде картотеки по следующим видам: дыхательные и артикуляционные гимнастики, речевые игры и упражнения, пальчиковые гимнастики, что позволяет быстро подобрать требуемый материал для занятия.

 Осуществляя эстетическое развитие детей, мы используем карточное планирование, в котором представлены цели и задачи по музыкальному воспитанию детей, музыкальный репертуар, рекомендуемые здоровьесберегающие технологии. Этот материал разделён по возрастам, и удобен в использовании, позволяет варьировать работу музыкального руководителя, дифференцированно подходить к способностям, предпочтениям, а так же возможностям детей каждой группы.

 Взаимодействуя с родителями воспитанников как партнеры, мы широко используем новые формы сотрудничества: совместные праздники, детско – родительские гостиные, родительские собрания, вечера отдыха, дни открытых дверей, консультации «Какую музыку слушают ваши дети» «Музыкотерапия» с практическими заданиями и рекомендациями, практикумы для родителей по изготовлению и использованию шумовых музыкальных инструментов.

 О положительном влиянии здоровьесберегающих технологий на исполнительские качества детей свидетельствуют показатели полученные в результате диагностирования:

 Улучшилось качество при исполнении песни:

 - Дети стали исполнять песни выразительнее, точнее передавать темповые и динамические особенности в песне, начали пользоваться самоконтролем, улучшилась певческая дикция, пение стало более согласованным, продолжает совершенствоваться навык правильного звукообразования.

 Музыкально-ритмическая деятельность:

 - Улучшилось качество исполнения танца, сюжетной игры, многие дети успешно и без напряжения включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски, с использованием как своих, так и знакомых движений, выросла активность детей в данном виде, желание самореализоваться.

 Игра на детских музыкальных инструментах:

 - Возросла популярность на данный вид деятельности, выразительность при исполнении, избирательность при выборе музыкального инструмента (озвучивание стихотворений, сказок, оркестровка музыкальных пьес) .

 Детские выступления на любых мероприятиях носят раскрепощенный характер, доставляя тем самым радость своим родителям, воспитателям, и удовлетворяя собственную потребность в самореализации.

 Наши мероприятия построены так, что родители являются активными участниками праздников. Это помогает им увидеть мир глазами детей, помогает преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, открывает сильные и слабые стороны ребёнка, сближает с педагогами ДОУ. И как следствие, снижается уровень невротизации ребёнка в условиях общественно воспитания, крепнут глубинные связи между детским садом и семьей. Всё это создает благоприятные условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей, способствует эстетическому развитию детей.


Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

-  Умственное: дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

- Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:  в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки:  чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

- Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

-  Слушание музыки

- Пение и песенное творчество - обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

- Танец

- Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

- Воспитатель сидит с безучастным видом.

- Воспитатель перебивает исполнение.

- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

- Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

- Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Литература

  1. «Музыкальная палитра»  №2, 2011г. (периодическое издание для муз. руководителей)
  2. «Музыкальный руководитель» №1 2010г. (музыкально-педагогический журнал)

Аналитический отчет музыкального руководителя за 2013-2014 учебный год


Анкета для родителей


Правила поведения родителей на детских утренниках

 

Добро пожаловать на детский праздник к нам

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь рано встать.

Чтоб на утренник в детсад не опоздать.

Чтоб ваша дочка или ваш сынок

Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие Вас

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать

То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь

Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали : «Ах!»

Ещё хотим, друзья вам предложить

Свои таланты в зале проявить:

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить,  на сцене роль сыграть,

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами

И знайте, ждём всегда мы встреч приятных с вами!


Осенняя сказка " Девчушки-подружки"

 

 

 

Вторник, 19.03.2024, 06:35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1420
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz