25.07.2016
Методические рекомендации для педагогов и родителей
неговорящих и малоговорящих детей 2 - 4 лет
В соответствии с постановлением Правительства РФ №212 от 10.03.2000 г. в России ведется набор неговорящих детей раннего возраста в логопедические группы с наполняемостью шесть человек, и приоритетным в них считается проведение индивидуальных занятий с малышами.
Логопедические задания обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двусложных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.
Начиная занятия с использованием занятий, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Исключается повторять речевые ошибки крохи и смеяться над тем, как он говорит!
После тог, как основной этап работы по вызыванию речи закончен и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам.
Методические рекомендации для педагогов и родителей
дошкольников с нарушениями речи 3 - 7 лет
Без помощи родителей и воспитателей логопед и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи по преодолению отставания в речевом и общем развитии ребенка для обеспечения его гармоничного всестороннего развития.
Домашнее задание родители получают в пятницу, для того чтобы в выходные дни выполнить все рекомендации учителя-логопеда, провести с ребенком экскурсии, наблюдения за объектами природы на прогулке, поиграть в подвижные игры, сделать пальчиковую гимнастику, загадать ребенку загадки, почитать стихи, порисовать. Все вышеперечисленные задания позволяют родителям принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребенка.
Для домашней работы с детьми, имея задания - раскраски, родителям проще будет выполнять с ребенком задания; а ребенку будет интересно рассматривать, называть и раскрашивать картинки, что способствует более быстрому и успешному накоплению и активизации словарного запаса. Задача логопеда, привлекающего себе в помощники родителей, состоит в том, чтобы объяснить и нацелить их на эффективную работу. Обязательно предупреждают взрослых, что с ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребенку. Занятия проводить в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому взрослому. Лучше заниматься несколько раз по 10—15 минут. Все задания следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений. Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребенку сделать это самостоятельно, подсказывая по необходимости отдельные слова. Как правило, достаточно двух-трех повторений, чтобы ребенок запомнил небольшой стихотворный текст.
Методические рекомендации по развитию восприятия для педагогов и родителей
дошкольников с нарушениями речи 3 - 7 лет
Родителям необходимо знать, как важно развитие всех видов восприятия для ребенка. Для этого при рассматривании натуральных предметов разрешать ребенку трогать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедится, погладив кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть сравнит вкус сладкого яблока и кислого лимона; пусть послушает, как чирикает воробей и как тенькает синица; пусть почувствует, что стеклянный стакан тяжелее пластмассового и т.п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова-антонимы: гладкий — шершавый, кислый — сладкий, тяжелый — легкий, высокий — низкий, широкий — узкий.
Родители постоянно получают от логопеда информацию о необходимости регулярных игровых развивающих занятий с ребенком. Наберитесь терпения, будьте упорными — и тогда ваши усилия будут вознаграждены. К концу года вы увидите, как много нового узнал и научился делать Ваш ребенок, как пополнился его словарный запас, какой богатой стала связная речь малыша.
Помните, что для регулярных занятий с ребенком им потребуются цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски или гуашь, ножницы, цветная бумага, мяч; хорошо иметь книжки-раскраски и библиотеку детской литературы.
Предложенные еженедельные методические рекомендации и регулярные консультативные приемы логопеда помогут вам правильно организовать развивающее обучение ребенка дома.
Упражнения по комплексной коррекции и развитию речи у детей дошкольного возраста
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения.
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса позволяет воспитывать основные качества голоса – силу и высоту.
3. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, щёк, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений ( под музыку, без нее, под счет).
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти: моторной, зрительной, слуховой.
5. Счетные упражнения (считалки) позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10.
6. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
7. Развитие ритма, необходимо, чтобы без затруднений воспроизводить слова, состоящие из 3 и более слогов.
8. Развитие чувства темпа помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
9. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, способствуя скорейшему речевому развитию. Проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами…
10. Упражнения на развитие мимики направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики.
11. Упражнения на развитие фонематического восприятия, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
12. Логоритмические упражнения по исправлению неправильного звукопроизношения.
|